По данным Всемирной организации здравоохраненияна состояние здоровья человека оказывают влияние четыре основные группы факторов:
- генетика – наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы;
- климатические и социально-бытовые условия среды обитания –благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия,
состояние бытовых условий;
- развитость системы здравоохранения – проведение ежегодной диспансеризации, оказание своевременной медицинской помощи, качество медицинской помощи;
- образ жизни – наличие или отсутствие вредных привычек, регулярные занятия физическими упражнениями, рациональность в питании, наличие или отсутствие общей грамотности в вопросах здорового образа жизни. Как известно, наибольшее влияние на сохранение здоровья каждого конкретного человека оказывает образ жизни.
Школьный возраст – это важный по своей ответственности период детства и юности, значимый и сам по себе, и как этап социализации личности к дальнейшей взрослой жизни, профессиональной деятельности, созданию семьи. Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9 (11) лет – наиболее интенсивного периода его развития, следовательно, оно должно, создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают такие бытовые факторы как:
- шум;
- освещенность;
- воздушная среда;
- размер помещений, кубатура;
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
- используемые стройматериалы, краска;
- мебель: размеры, размещение в помещении;
- видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
- качество питьевой воды;
- экологическое состояние прилегающей территории.
Учебно-организационные факторы:
- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
- расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
- организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
- объем физической нагрузки;
- особенности уклада и норм жизни школы;
- медицинское и психологическое обеспечение образовательного процесса;
- участие родителей учащихся в жизни школы;
- психологический климат педагогического коллектива;
- наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
- позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Психолого-педагогические факторы:
- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
- стиль педагогического общения педагога с обучающимися;
- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
- степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время пребывания в школе;
- личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений;
- состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
- профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.